You are viewing hand_made_kms

Previous Entry | Next Entry

Энкаустика

удав

Одним из наидревнейших видов художественной росписи стен и потолков является энкаустика, что в переводе с греческого означает «выжигать». Это вид живописной техники, при котором связующим краски веществом служит воск. Благодаря его малой химической активности и влагостойкости, произведения, выполненные в этой технике, сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя. Восковая живопись с XIV в. до н.э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к V в. до н.э. была выработана наиболее прочная технология — энкаустика, когда сильно подогретые восковые краски наносились на участок основы раскаленной бронзовой лопаткой. В более позднее время энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел). Эти технологии менее прочны, но и менее сложны в исполнении.



Расцвет энкаустиковой росписи пришелся на V в. до н.э., а к XII в. н.э. его следы теряются. Известно, что в древнейшем эгейском искусстве в III в. до н.э. горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли. Плигий описывает различные способы писать энкаустически, указывая, что краска, полученная при помощи растопленного воска, обладает совершенно особой «прелестью и особым материальным характером», которого нет ни у какой другой краски.

Известно также, что в 1880-х годах в Египте в оазисе Файюм, недалеко от Каира, были найдены две тысячи лет пролежавшие в песке портреты, названные позднее файюмскими, прибинтованные к ликам мумий. Они поразили мир своей сохранностью и выразительностью. Эти портреты писались, скорее всего, при жизни, и когда человек умирал, с целью сохранения души усопшего их прибинтовывали к ликам мумий.

Настоящее время вносит свои коррективы, и энкаустика сейчас применяется для росписи стен и аксессуаров интерьера. Процесс покрывания поверхности стен не является простым и дешевым, но зато является исключительно долговечным. Если вы — консерватор и не любите менять убранство своего дома, то роспись стен с помощью энкаустики — то, что вам нужно!

Секрет исключительной «живучести» энкаустики прост: воск, являющийся основой краски, не растворим в воде и не поддается окислению. Ко всему прочему, воск в связующем краски обладает свойством сжиматься и расширяться под воздействием тепла, не образуя при этом трещин. Будучи инертным к химическому составу пигментов, он практически не реагирует и с другими составляющими краски — маслами и смолами. Равномерно распределенный по всему объему краски, он защищает ее компоненты от взаимодействия друг с другом, замедляя и приостанавливая процессы старения и выцветания высохшего красочного слоя во времени. К слову сказать, в XVII-XVIII вв. мебель и резные панели в интерьерах покрывали воском, что придавало им приятный блеск, подчеркивало структуру древесины и предохраняло ее от влаги и разрушения.

Однако как раз по той причине, что настоящая энкаустика выполняется исключительно из натуральных материалов, да к тому же приготовленных вручную, она не очень популярна в оформлении интерьеров, поскольку не является такой доступной, как, к примеру, декоративная штукатурка. Известно, что техника приготовления энкаустики в домашних условиях хоть и не очень сложна, однако требует некоторых познаний и в химии, и в живописи.

Необходимыми материалами для энкаустики являются: вышеупомянутый воск очищенный, смола (любая из перечисленных) — очищенная канифоль, даммаровая, пинии, мастичная и пихтовая; масло (любое из перечисленных) — льняное, ореховое, маковое, подсолнечное.

Для того чтобы очистить воск, его необходимо сначала растопить в чистой горячей воде, в результате чего посторонние вещества (мед, пыльца и т. д.) останутся в воде. Затем воск следует отбелить на солнце в течение 1-3 месяцев.

В целом энкаустические краски состоят, из пигмента, воска и смолы или из пигмента, воска, смолы и масла. Масло применяется для того, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела.

В технике энкаустики совместимы разнообразные пигменты — стойкие и нестойкие, ртутные и нертутные, те, что несовместимы в масляной живописи: берлинская лазурь с охрой, кадмий желтый с охрой, киноварь с кадмием, киноварь с кобальтом фиолетовым. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, воск, обволакивая частицы пигмента, имеет особенность прекращать реакции окисления.

Пигменты, как и краски, можно разделить на органические и неорганические (колоранты, которые продаются в специализированных магазинах). Типичными неорганическими пигментами являются белая двуокись титана, зеленая окись хрома и разнообразные желтые, красные и черные пигменты окиси железа. В целом они устойчивы к ультрафиолетовому излучению. Они также защищают от ультрафиолетового излучения органические связующие и обеспечивают хорошую укрывистость. К органическим пигментам относят охру красную (различных оттенков), киноварь, древесный уголь, лазурит, смальту, малахит и пр. Органические пигменты придают краске более насыщенный цвет, чем неорганические, однако не обладают такой ультрафиолетовой устойчивостью, как последние.

Энкаустическую живопись можно выполнять горячим и холодным способами. Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный — тонкий. Горячий более долговечен.

Горячий способ

Этот вид энкаустики одинаково применим как для внешней отделки дома, так и для внутренней. Техника горячей энкаустики является самой древней и самой прочной и была выработана в Древней Греции в V в. до н. э. К сожалению, приемы и материалы античной энкаустики дошли до нас не полностью. Однако известно, что в те времена сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый участок основы раскаленной бронзовой лопаткой.

Итак, чисто отшлифованное сухое основание предварительно покрывают тонким слоем расплавленного чистого воска и проглаживают электрическим утюгом. Излишки воска счищают с поверхности мастихином’’, не повреждая основания. Под роспись наносят грунт. В зависимости от пористости материала-основы грунт под энкаустику бывает твердый или мягкий. Так, известняки, асбестоцементные листы, песчаники, плотные туфы, известковые и цементные штукатурки покрывают мягкой грунтовкой, мрамор, гранит, бетон, кирпич — твердой.

Мягкий грунт (г):
цинковые сухие белила — 10; пчелиный воск — 6; канифоль — 8. Твердый грунт (г):
цинковые сухие белила — 15; воск — 6; канифоль — 8,5. Способ приготовления. В фарфоровый тигель, установленный на электрическую плитку, помещают канифоль, а после расплавления — воск. Затем состав перемешивают, вводят пигмент и опять тщательно перемешивают.

Грунтовку наносят в горячем состоянии кистью или щеткой, подогревая ее на электроплитке. Толщина грунтовки должна быть не более 1-3 мм. При неровных и недостаточно гладких поверхностях грунтовочный слой накладывают вторично. Каждый слой грунтовки проглаживают электрическим утюгом до получения соверпгенно ровной и гладкой поверхности.

Перед началом росписи поверхность еще раз прогревают (при помощи лампы инфракрасного излучения) и пишут по ней кистью подогретыми на водяной или песчаной бане восковыми красками, подобно тому, как пишут водяными красками. Живопись, выполненная по подогретому основанию, не требует оплавления, вжигания, так как краски плотно ложатся на огрунтованную поверхность и хорошо связываются с ней.

Восковая краска для внутренней росписи (г):
пчелиный отбеленный воск — 112; смола даммара — 40; льняное масло — 25; сухие пигменты — в зависимости от цвета. Способ приготовления. В фарфоровой посуде расплавляют смолу, а затем воск. В готовый расплав вливают льняное масло, подогретое для обезвоживания до 110-120 градусов. Состав хорошо перемешивают мастихином, после чего вводят пигменты необходимого цвета в соотношении по массе 1:0,05 (пигмент:связующее).

Процесс варки длится 5-10 минут. (Краски лучше варить в небольших количествах.) После того как полученная краска немного остынет, ее скатывают в шарики или палочки.

Большое наполнение воска пигментом и смолой придает краске твердость. Как правило, готовят твердую и мягкую краску разных цветов и оттенков и раскладывают ее в фарфоровые или железные баночки. Перед применением их подогревают.

Готовую роспись можно покрыть масляно-восковым лаком, подогревая его до расплавления, после чего отполировать мягкой льняной тряпкой до блеска.

Масляно-восковый лак для внутренних работ (г): пчелиный отбеленный воск — 28-30; льняное масло — 6. Способ приготовления. Воск подогревают до расплавления и вливают льняное масло, предварительно подогретое для обезвоживания до 110-120 градусов. Состав хорошо перемешивают.

Холодный способ

Восковые росписи, выполняемые холодным способом, применяются только для внутренних отделок. Основанием служат чисто отшлифованные штукатурки, деревянные и каменные поверхности. На подогретое основание наносят сухие краски. После этого сплавляют их между собой и сглаживают, несколько раз приближение к ним, например, паяльной лампы (в старину для этого использовали жаровни с горячим углем). Чем сильнее краски оплавляются, тем более глубокий тон и блеск приобретает изображение и тем долговечнее становится.

Оплавление ведут слева направо, ярусами сверху вниз. Держать лампу следует не ближе 10 см и не дальше 25 см от обрабатываемой поверхности. Для четкости штриха рисунка держат горелку дальше, для смягчения, легких подтеков — ближе. Оплавлять энкаустику следует лишь в течение нескольких минут, но до тех пор, пока поверхность не заблестит. Сверху можно нанести масляно-восковый лак.

При этом способе краски дают плотный матовый слой, вначале довольно мягкий, но постепенно твердеющий по мере улетучивания растворителя или воды.

Восковая краска (г):
пчелиный отбеленный воск — 4-6; смола (мастике, даммара, элеми) — 4-8; очищенный скипидар — 16-24; пигменты — до рабочей вязкости. Способ приготовления. Расплавленный воск растворяют в 8-12 г скипидара. В отдельной емкости расплавляют смолу и растворяют ее также в 8-12 г скипидара. Оба состава смешивают и вводят пигменты, предварительно затертые на скипидаре до пластообразного состояния. Состав приготовляют с соблюдением правил техники безопасности, исключая возможность воспламенения.

Эмульсионная восковая краска (г);
животный клей (40% -ный) — 20; пчелиный отбеленный воск — 20; смола даммара — 40; нашатырный спирт (25%-ный) — 10; вода — 80-100; пигменты — до рабочей вязкости. Способ приготовления. Готовят водный 40% -ный раствор животного клея, вводят в него воск и смолу и разогревают до полного расплавления. Сняв с огня, добавляют нашатырный спирт, перемешивают до однородного сметанообразного состояния и разводят водой, вводя ее небольшими порциями, энергично перемешивая эмульсию. На эмульсии готовят краски, добавляя в нее пигменты, предварительно затертые на воде до пастообразного состояния.

Эмульсия лучше сохраняется в неразведенном состоянии, поэтому готовить ее следует на весь объем работы, а разводить — по мере необходимости.

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Сколько дней блогу

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

etxt.ru





Powered by LiveJournal.com